Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Главная цель дошкольного образования на современном этапе – развитие ребенка как личности, предусматривающей заботу о его здоровье, физическое развитие, духовное и социальное благополучие. Забота о физическом воспитании ребенка всегда была и остается одной из главных задач педагогической работы.
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких манипуляций.
Глава I. Теоретические аспекты изучения мелкой моторики рук детей раннего возраста
1.1 Понятие мелкой моторики в педагогической литературе
Мелкая моторика является неотъемлемой частью двигательной сферы и это имеет большое значение в психофизическом развитии ребенка.
В рамках нашей работы первоначально целесообразно рассмотреть понятие общей моторики.
Д.В. Андрионова дает следующее определение понятия двигательных навыков: двигательная активность организма или отдельных органов . Под двигательными навыками автор понимает последовательность движений, которые необходимы для выполнения конкретной задачи.
Различают большую и малую моторику. Основные двигательные навыки: основание, на которое затем накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Е. Я. Степаненкова трактует понятие общей моторики - разнообразные движения рук, ног и тела, то есть, по сути, любая физическая активность тела человека, связанные с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы больших мышц тела.
Автор также определяет понятие мелкой моторики - движение мелких мышц тела, умение манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, выполнять задания, требуется скоординированная работа глаз и рук.
В то же время Л.Ю. Малая в своих работах отмечает, что малые двигательные навыки - это совокупность согласованных действий, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнение мелких и точных движений руками и пальцами рук и ног .
Область мелкой моторики включает в себя широкий спектр движения: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень небольших движений, которые, например, влияют на почерк человека.
Р. С. Немов пишет, что мелкая моторика необходима для выполнения точных действий, таких как манипулирование малыми предметы: писать, рисовать, резать, застегивать пуговицы, вязать, завязывать узлы, играть на музыкальных инструментах и так далее.
Автор считает, что развитие мелкой моторики имеет важное значение для нескольких аспектов, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) разработка собственных движений рук для выполнения предмета и орудийные действия, в том числе письма.
1.2 Роль мелкой моторики рук в развитии ребенка раннего возраста
Мелкая моторика – это способность детей и взрослых выполнять точные и мелкие движения не только кистями, но и пальцами рук и ног, благодаря скоординированным действиям таких систем организма, как: костная, нервная и мышечная . Хорошо развитая мелкая моторика рук и пальцев позволяет детям выполнять огромное количество разнообразных процессов: от элементарных жестов в раннем детстве (например, захват игрушки) до более сложных движений в старшем возрасте (в частности письмо и рисование).
В раннем возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, поэтому задачей педагога является всестороннее развитие личности ребенка. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).
Раннее детство - особый этап в онтогенезе человека. В данный период происходит максимально быстрое формирование предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому родителям и педагогам важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка .
1.3 Характеристика мелкой моторики у детей раннего возраста
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозг а.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
На протяжении первого полугодия жизни овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движения руки по направлению к нему
Глава II. Особенности формирования мелкой моторики рук у детей раннего возраста
2.1 Особенности формирования мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Работа по развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста обширна и многообразна. Она требует от педагогов чёткой организации, чтобы ни одна задача не была упущена, и ни один ребёнок не остался без внимания. Изучение имеющейся литературы, а также опыта работы воспитателей позволяет утверждать, что качество и результативность проводимой работы зависят от многих условий, к которым относятся :
1. Учёт уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей.
2. Использование НОД и других видов детской деятельности, в ходе которых поставлены и целенаправленно решены задачи развития мелкой моторики.
3. Наличие пособий и материалов для развития мелкой моторики рук.
4. Организация взаимодействия с семьями воспитанников и др.
Рассмотрим некоторые условия более подробно.
1. Учёт уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей. Уменьшить объективные трудности можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка и, кроме того, учитывать возрастные возможности в процессе обучения.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребёнка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом
У детей этого возраста ещё слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Как и весь организм, рука находится в стадии интенсивного развития. Наблюдения за детьми показывают, что им труден захват карандаша (умение правильно держать его тремя пальцами – щепотью). При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребёнку трудно правильно управлять карандашом. Карандаш, ручка, мелок и др. являются посредниками между рукой ребёнка и бумагой, доской. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является её своеобразным продолжением, поэтому маленький ребёнок сосредоточивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус .
Тонус - «длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц». У одних детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что приводит к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. У других – повышенный тонус мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. Итак, развитие мелкой моторики – сложный навык, и в полном объёме он недоступен ребёнку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по развитию мелкой моторики.
2. Использование НОД и других видов детской деятельности, в ходе которых поставлены и целенаправленно решены задачи развития мелкой моторики. Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
2.2 Природный материал как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Для развития мышления и осмысления действий есть множество занятий, которые каждая мама может предложить своему ребенку, независимо от материальных или иных условий, так как для их организации не требуется особой подготовки. Достаточно лишь желания и уделенного времени. Материальной базой могут служить обычные бытовые вещи.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног . К области мелкой моторики относят большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с детского возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемое «пинцетное захвата» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.
Поэтому именно это направление мы выбрали для развития наших воспитанников. Ведь в игре они развивают свою друбну моторику, которая способствует дальнейшему гармоничному развитию малышей.
Например, игры с крупами. Предлагать ребенку перебирать в разные емкости перемешанный горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках. Игры с крупами очень полезны и интересны, поэтому подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семена, горох и даже обычная соль.
С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными .
Заключение
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, ведь уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие моторной стороны речи, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме. К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем в речевом развитии.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Андрианова, Д.В. Развитие речи детей дошкольного возраста через лего-конструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 9–10
2. Афонина, Н. Массаж карандашом: Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 26–31.
3. Баранюк, И.В. Песочная терапия в работе с современными дошкольниками / И.В. Баранюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 6–11
4. Борисова, М.М. Пальчиковые игры: играем с детьми дома / М.М. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 8. – С. 36–38
5. Генералова, Р.Н. Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками / Р.Н. Генералова, С.Ю. Кондратьева, Л.В. Силиванова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 44–47
6. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 14–16.
7. Кинаш, Е.А. Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Кинаш // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 89–99
8. Ляменкова, Е.М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е.М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 9. – С. 116–121.
9. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28
10. Малая, Л.Ю. Пластинография в детском саду : Творческая мастерская / Л.Ю. Малая // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 87–90. – ISSN 2220-1459.
11. Медова, Н.А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром / Н.А. Медова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 3. – С. 18–21.
12. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 83–86
13. Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18–21.
14. Озерецкий, Н.И. Моторная одаренность / Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с.
15. Савина, Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л.П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
16. Спиридонова, О.С. Проект "Пальчики играют, речь развивают" / О.С. Спиридонова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 6. – С. 58–63.
17. Ткаченко, Т.А. «Развиваем мелкую моторику»/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с.
18. Ткаченко, Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
19. Шатлова, С. Играем пальчиками – развиваем речь: Семейный клуб / С. Шатлова, Н. Анонова, О. Рябинина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 72–75.
20. Якобсон, Н.В. Зачем ребенку маленькая кукла? / Н.В. Якобсон // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2014. – № 1. – С. 44–48.
21. Узорова, О.Н. Пальчиковые игры / О.Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с.